Наши пальчики устали

Младшим школьникам ежедневно приходится осваивать множество новых навыков, в числе которых особое место занимает письмо. Мелкая мускулатура руки маленького человека еще не привыкла к таким нагрузкам, поэтому детям будет полезно выполнять специальные упражнения для кистей и пальцев. Они могут стать частью разминки в перерывах между занятиями, а также подготовят детей к длительному письму перед уроком. Кроме того, многие ученые считают, что развитие мелкой моторики рук напрямую связаны с развитием речевых и когнитивных способностей.

Ум ребенка находится на кончиках пальцев

педагог А. Сухомлинский

Упражнения для кистей и пальцев не отнимают много времени. Их можно выполнять как в классе, так и дома. Кроме того, многие педагоги отмечают пользу таких упражнений для детей с ДЦП и других категорий учеников с ограниченными возможностями здоровья. Техника выполнения очень проста, поэтому их может выполнять каждый ребенок, а полная безопасность позволяет проводить такую разминку каждый день.

  • Вытяните правую руку. Обхватите ее левой рукой чуть повыше кисти. Опустите ладонь вниз и немного повращайте. Предложите детям представить, что они гладят котенка, делая соответствующее движение. Повторите для левой руки.

  • Вытяните обе руки вперед. Сожмите руки в кулаки и поднимите вверх большой палец. Напрягайте и ослабляйте палец.
  • Сожмите пальцы вытянутых вперед рук в кулаки. Расслабляйте руки, выпуская пальцы, и сжимайте обратно в кулаки.

Можно сопроводить упражнение стихотворением:

Раз, два, три, четыре, пять –
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять –
В домик спрятались опять!

  • Сожмите пальцы ладоней, прижмите ладони друг к другу, слегка надавливая. Можно на несколько секунд задержаться в таком положении и продолжать разминку. Также можно добавить динамике, выполнив следующее упражнение со стихами:

Две ладошки прижму,

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, –

Это лодочка моя*.

Паруса подниму**,

Синим морем поплыву***.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там****.

*Продолжить волнообразные движения руками – «лодочкой»
**У соединенных вместе рук в форме «лодочки» поднять вверх большие пальцы
***Делать волнообразные движения руками, как будто «лодочка плывёт»
****Полностью соединить друг с другом две ладошки и снова волнообразные движения – «рыбки плывут»

  • Пальцами правой руки начните массировать каждый палец левой руки снизу вверх, уделяя по паре секунд каждой фаланге. Повторите для левой руки. Во время массажа можно медленно читать стихотворение, чтобы внести элемент игры:

Целый день тук да тук,

Раздаётся звонкий стук.

Молоточки стучат,

Строим домик для зайчат.

Молоточки стучат,

строим домик для бельчат.

Этот дом для белочек,

Этот дом для зайчиков,

Этот дом для девочек,

Этот дом для мальчиков.

Вот какой хороший дом,

Как мы славно заживём,

Будем песни распевать, веселиться и плясать.

Есть и другое стихотворение для самомассажа пальцев. Сначала педагог читает его для одной руки (начиная со второй строки – на каждый палец по строчке). Потом детям можно предложить попробовать повторить стихотворение за взрослым во время массажа. Это дополнительно развивает внимательность, память и речевые навыки.

Мы блинов напекли:

Первый дали зайке, зайке – попрыгайке.

А второй лисичке, рыженькой сестричке.

Третий дали мишке, бурому братишке.

Блин четвертый – котику, котику с усами.

Пятый блин поджарили и съедим мы сами.

  • Поднимите руки вверх, согнув в локтях. Расслабьте кисти, изобразив руками лебедя. Немного потрясите кистями, чтобы снять напряжение.